4 месяца назад

Итальянские стадионы ужасны. Но ситуация меняется к лучшему

Невероятно, но в Италии потихоньку зарождаются разговоры об омоложении местного футбола. После ужасного периода, связанного с тренерством Джанпьеро Вентуры, сборная начинает оживать. И наконец-то начинают модернизировать стадионы. Пока что об этом говорят шепотом, но с теплой надеждой в голосе.

Италию знатно всколыхнуло интервью Джанни Инфантино Rai, в котором он сказал, что стадионы в Габоне на данный момент лучше, чем в Италии. (Габон идет на 85-м месте в рейтинге сборных ФИФА).


Ювентус, Удинезе, Аталанта и Рома – обнадеживающие примеры

Уже несколько лет в этом вопросе особняком стоит Ювентус со своей ареной. Туринский клуб давно ушел далеко вперед всей остальной Италии. Но есть и приятные подвижки у Аталанты, Удинезе, Ромы и других клубов.

Дачия Арена (Фриули), стадион Удинезе
Дачия Арена (Фриули), стадион Удинезе

Удинезе не смог позволить себе построить новый стадион, а реконструировал старый. На это ушло 3 года (с 2013 по 2016). Часть трибун Фриули все это время была закрыта для посещения болельщиков. Большой плюс Удинезе, как, кстати, и Сассуоло в том, что клубы являются владельцами стадионов.


Сложности бюрократии по-итальянски

Немыслимо, но по итальянским законам, строить стадион клубы могут только спустя 8 лет после получения разрешения. Рома давно мечтает о своем собственном доме, чтобы не делить Стадио Олимпико с Лацио.

Недавно президента «волков» Джеймса Паллотту спросили, что же мешает клубу выйти на новый уровень. И его ответ был однозначным – новый стадион. Чтобы соперничать с топ-клубами Европы, важно иметь современную арену. Прибыль от продажи тв-прав и заработок от успеха в Лиге чемпионов – это прекрасно. Но важна отлаженная схема доходов от мерчендайзинга и в дни матчей.

Рома решилась на постройку своей собственной арены не только по причине желания отсоединиться от Лацио. Дело в том, что стадионы в Италии в основном принадлежат не клубам, а местной власти. И та не спешит вкладывать деньги из бюджета в улучшение инфраструктуры футбольных арен – есть дела и более приоритетные.

Отважилась потратить деньги на выкуп домашнего стадиона у местной власти Аталанта. Стадио Атлети Адзури д`Италия был выкуплен за 11,2 миллиона евро. В том же 2017 году клуб представил проект реконструкции, которая должна завершиться в 2021 году.

Проект реконструкции стадиона Аталанты

За реконструкцию стадиона взялся и Фрозиноне. Клуб потратил на обновление арены 20 миллионов евро. Бенито Стирпе вошел в пятерку лучших стадионов мира, построенных или прошедших генеральную реконструкцию в 2017 году.

Бенито Стирпе, стадион Фрозиноне
Бенито Стирпе, стадион Фрозиноне

Получил одобрение местного совета и Кальяри. На месте старого стадиона Сант-Элия будет построен новый. Его стоимость оценивается в 60 миллионов евро. В январе 2019 года Болонья презентовала проект по реконструкции Ренато Даль`Ара. Венеция, Эмполи и уже упоминавшаяся Рома находятся в шаге от получения одобрения на постройку. Сампдория, Бари и Брешиа вынашивают планы по созданию проектов реконструкции.

Все это стало возможным благодаря последним изменениям в спортивном законодательстве Италии. Теперь длительные бюрократические процессы будут ускорены. Инвесторам станет проще вкладывать деньги в постройку стадионов.

Это можно наглядно увидеть на примере стадиона Болоньи. Общая стоимость реконструкции – 70 миллионов евро. Президент клуба Джои Сапуто инвестировал 40 миллионов евро, а городской муниципалитет – 30. Такое сотрудничество назвали «государственно-частным партнерством» (ГЧП).

Проект стадиона Болоньи Ренато Даль'Ара
Проект стадиона Болоньи Ренато Даль'Ара

Подобную модель уже внедряли в Германии перед подготовкой к ЧМ-2006 и во Франции перед ЧЕ-2016. В Италии есть надежда, что данная схема впоследствии позволит клубам полностью выкупить стадионы в личное владение.


Перспективы будущего и ЧЕ-2028

Но помимо проблем с бюрократической машиной, есть еще моменты, задерживающие стройку стадионов. В частности, это коснулось Ромы. Городская инфраструктура большинства городов Италии также не выдерживает никакой критики. Дорожные развязки, общественный транспорт, постройка новых дорог и мостов и даже станций метро.

В начале 2000-х многие боссы футбольных клубов довольно прохладно относились к своим стадионам. Они считали, что реконструкция и постройка новых арен – это дело государства, которое должно привлекать иностранные инвестиции.

Это привело к тому, что Италия проиграла выборы за право проведения Евро-2012 и 2016. На последнем голосовании итальянская заявка не получила ни одного голоса.

Президент местной федерации футбола Габриэле Гравина с оптимизмом смотрит на идею подачи заявки на проведение Евро-2028. В Италии многие признают, что в последних неудачах есть часть вины клубов.

Уверенности в будущем придают и новости о запланированной реконструкции Сан-Сиро. В обновленный стадион планируется вложить 600 миллионов евро. Милан с Интером совместно займутся этим проектом, который реализуют к 2023 году. Прообразом обновленного Сан-Сиро будет нью-йоркский стадион MetLife (одной из главных особенностей которого является раздвижная крыша).

Metlife Stadium, Нью-Йорк
Metlife Stadium, Нью-Йорк

Безусловно, в футбольном плане Италия прилично отстала от других представителей топ-5 европейских лиг. Те же беговые дорожки на стадионах не позволяют создать ту атмосферу и качество телевизионной картинки, которое есть в Англии.

Последний большой турнир на итальянской земле проводился в далеком 1990 году. И у Италии наконец-то появилась надежда на положительные изменения. Остается одно – не сбиваться с избранного пути.


Читайте также:

Страна новых крутых стадионов. Как Турция развивает свою инфраструктуру

Жемчужина Мюнхена. Альянц Арена – самый крутой стадион Европы

В МЛС появился еще один крутой стадион